Kozhanyj Chulok

ozhiganov in rusadventures

Сто вёрст по реке, или возраст не помеха.

Оригинал взят у ozhiganov в Сто вёрст по реке, или возраст не помеха.
Известный в наших краях сплавщик и пешеход В. Кузьмин насчитал нам 110км сплава по реке Пьяне, левом притоке р. Суры, от села Сурадеево до п. Бутурлино. Как известно, верста несколько длиннее километра, так что пусть будет 100 верст. Для лиц, подозревающих меня в злостном плагиате скажу, что и А. Грина и Д. Слокама я помню и чту. На счет возраста: на двоих нам с коллегой по работе и спутником по сплаву приходится около 120 лет. Мне, естественно. относится большая часть из этой суммы.
По Пьяне 20-21 09 2014_37
Я не любитель сплава по равнинным рекам в летне- осенний период из-за малой скорости течения, но в половодье не получилось, ведь времени всегда не хватает и особенно, когда тебя чешет в хвост и в гриву седьмой десяток.
Коротко о реке. Пьяна протекает по Нижегородской области. Длина её более 400 км. Отличается очень прозрачной водой, сравнительным обилием рыбы, чем и известна в среде подводных охотников. Из достопримечательностей стоит отметить Борнуковскую пещеру протяженностью около 200 метров. Я посетил её три года назад, но войти под  её своды не решился из-за опасности обрушения входа. Безусловно, заслуживает внимания Ичалковский бор с его пещерами-гротами, Чертово городище на противоположном берегу Пьяны с его скалами-останцами, конечно же действующая Ичалковская ГЭС, звонница в с. Ичалки, скальные выходы по правому берегу в Вадском районе.
Весь путь мы рассчитали на три дня, по про себя я решил, что хватит и двух. Так оно и получилось. В пятницу к 17 часам мы выгрузились из уазика-буханки со своим скарбом на берегу Пьяны. Долго мучились со сборкой байдарки незнакомой конструкции. Раньше я плавал только на "Салютах" и "Тайменях". Наконец загрузились и взмахнули веслами, пару, тройку раз ткнулись в берег из-за неслаженности, затем вошли в ритм и пошли вниз по течению, на радостях поднимая волну.
Примерно через час пути вёсла заметно потяжелели. Скорость движения лодки упала, стали сгущаться сумерки. По моим прикидкам мы прошли около 7-8 км и пора было определяться с ночлегом. По левому берегу лес поредел и перешел в некошенную луговину, на которой мы и устроили наш походный бивак. Несколько ниже по течению стеной поднимался старый сосновый лес, в котором мы и набрали валежника для костра. Уже в темноте поставили свои индивидуальные домики-палатки. Еще 10 лет назад я бы настоял на одной коллективной палатке, но с возрастом больше стал ценить свой личный покой и удобства. Аргильдас развел костер и приготовил своё коронное походное блюдо: лапша быстрого приготовления (по пакету на брата) и туда же 600 граммовая банка тушенки. Получилось калорийно и достаточно по объёму. На второе чай с печением. После ужина никаких посиделок у костра не получилось. Мы оба очень быстро стали клевать носом, в связи с чем и расползлись по своим палаткам. Разморенный едой, чаем и костром, я разделся до нижнего белья и сразу заснул. Пробуждение наступило за полночь. По совершенно обьяснимой для деда на седьмом десятке лет причине пришлось вылазить из теплого спальника. От палатки Аргильдаса доносился звучный храп. Дома , рассматривая фото походных будней, жена спрашивала меня: Почему наши палатки стояли так далеко друг от друга? Ответ нашелся сам собой: Чтобы не мешать друг другу храпом.
По Пьяне 20-21 09 2014_05
Между тем ковш Б. Медведицы заметно переместился к востоку. Сентябрское небо то и дело прочеркивали метеоры. Я подживил костер, подремал около огня, затем вновь забрался в палатку. Проснулся от , разбуженный Аргильдасом. Оказалось, что наш незатейливый завтрак уже готов. С утра подморозило. Стынущая река клубилась туманом. Начался долгий походный день.
По Пьяне 20-21 09 2014_07

Берега р. Пьяна почти до плотины Ичалковской ГЭС покрыты густым смешанным лесом, расцвеченным яркими красками осени. Особенно выделяются своими разноцветными листьями клены, вязы, калина во множестве склонившая свои пышные рубиново-красные кисти ягод над водой.По Пьяне 20-21 09 2014_13

Аргильдас то идело бросал греблю и брался за фотоаппарат, стараясь запечатлить пейзажи, один задругим сменяющие друг друга по мере движения лодки.
По Пьяне 20-21 09 2014_21
Ближе к плотине ГЭС течение замедлилось, а затем стало совсем незаметным, поэтому приходилось прикладывать значительные усилия, чтобы поддерживать необходимую скорость лодки. После плотины течение заметно ускорилось. Появились мелководные перекаты, а берега стали безлесными, изуродованными в процессе добычи щебня и строительного песка. На правом берегу, очевидно, в Вадском районе стоит внешне хорошо сохранившаяся красивая церковь.
По Пьяне 20-21 09 2014_31
От села, в котором эта церковь когда-то была построена, не осталось и следа. Далее по высокому правому берегу пошли живописные скалы-сундуки- обрушившиеся толстенные слои известняка из ближней береговой терассы. После железнодорожного моста, что в Вадском районе береговая растительность состоит в основном из американского клена, агрессивно вытесняющего родные ивы, вётлы и ольхи. Не знаю, к какой разновидности принадлежат местные бобры: европейской или американской, но американский остролистный клен они почему-то игнорируют.
На ночлег встали на правом берегу реки напротив деревни Тенилино. До города Перевоз оставалось пятнадцать километров. Утро было холодное. Трава побелела от инея. Мы быстро позавтракали и снова пустились в путь. В половине одиннадцатого были у автомобильного моста около города Перевоз. Моё внимание привлекли какие-то канаты, протянутые перед мостом поперёк реки. Сначала я принял их за провода линии электропередач, но это оказались тросы с привязанными к ним окрашенными деревянными стержнями, обозначающими воротами для соревнований по водному слалому и технике водного туризма. На обеих берегах толпилось множество молодых людей. Стояли разноцветные палатки. Сновали по воде каяки и катамараны совершенно не туристского типа. Метрах в ста перед мостом располагается невысокая плотина, сложенная из глыб известняка, посередине которой имеется слив высотой около 70 см, в нем - то и заключалась вся изюминка соревнований. Через слив на необорудованной байдарке мы идти не решились. Очевидно, появление двух очень немолодых людей среди развернувшегося действа вызвало некоторое изумление, т. к. многие навели на нас свои фотоаппараты. Немножко пофотографировали и мы.
По Пьяне 20-21 09 2014_33
По Пьяне 20-21 09 2014_34
Обнос плотины и моста занял около полутора часов. От Перевоза до Бутурлино по автомобильной дороге 22 км. Сколько  по сильно петляющей реке- трудно сказать. Чтобы уложиться в отведенное время: пришлось выкладываться по полной программе. До деревни Смагино плыли в зелено-желто-красном коридоре, образованном зарослями остролистного клена. После Смагино берега в основном без крупной древесной растительности и сохраняется хороший обзор.
По Пьяне 20-21 09 2014_35
Валгусский мост прошли уже в 19 часов. Сразу за мостом на левом берегу Пьяны нас ждал знакомый УАЗ-буханка.

Впечатления: Сплав был бы намного спортивнее, если бы состоялся в конце апреля-начале мая, как первоначально планировалось. По большой воде удалось бы избежать большей части обносов, коих было немало.
Портили насторение целые островки, образованные прибитыми к упавшим в воду деревьям пластиковыми бутылками и висящие на ветках деревьев пластиковые пакеты, оставленные половодьем вблизи г. Перевоз.

Ответы на часто задаваемые вопросы.

1.  О рыбалке и охоте.
     Не занимались ни тем, ни другим. Такой ответ вызывает у моих оппонентов изумление, но это был сплав на байдарке ради самого сплава и всех его составляющих. Должен сказать, что рыба в Пьяне еще есть, а где-то на уровне д. Чепас перед нами реку переплыл лось.
2. Не холодно ли было спать в палатке?
    Не замерзли и не заболели,но для  более комфортных ночлегов я бы предпочел коллективную палатку с железной дровяной печкой.
3. Для чего вы ходите в походы (С прозрачным намеком на немолодой возраст)?
   Лично я ищу философский камень, пока не нашёл.
старые фото
Мстинская лестница. Май 1977г.